Методика лепки для детей

Для занятий по лепке используется специальный материал— глина или пластилин, который перед занятием надо подержать в теплом месте...

Кариес у детей

Кариес — основная причина потери зубов у детей. Проблемой кариеса занимаются многие ученые, которые изучают причины его возникновения и развития и ищут рациональные меры для его профилактики и лечения.
Нет ни одной болезни, которая была бы так сильно распространена, как кариес. По данным Н. И. Агапова, кариес имеется у значительного количества городских детей в возрасте от 7 до 8 лет и в несколько меньшем количестве в возрасте от 15 до 16 лет.
По данным В. Н. Петровой-Гореловой и Е. И. Пантелеймоновой, обследовавших 11 ОО0 школьников, количество страдающих кариесом очень велико. То же установил Я С. Пеккер и О. И. Готлицер, которые обследовали 1 600 подростков от 15 до 19 лет.
По данным иностранных авторов (Клейзер), кариес у детей встречается еще чаще и достигает 94—95%.
Причины кариеса не вполне ясны. Об этом говорит множество теорий, пытающихся объяснить сущность кариозного процесса. В 1948 г. И. Г. Лукомский опубликовал монографию под названием «Кариес зуба». В этой книге автор выдвигает свою теорию происхождения кариеса, подкрепленную многочисленными и разносторонними исследованиями.
По его мнению, кариес эмали является следствием нарушения нормальной жизнедеятельности пульпы зуба и одонтобластов. Концепция Лукомского, рассматривающего кариес как трофическое заболевание, помогла ему найти и теоретически обосновать лечебные и профилактические мероприятия по борьбе с кариесом путем повышения барьерной функции эмали и дентина при помощи флюоризации зубов, т. е. обработки их коронок фтористым натрием. Лукомский подчеркивает, что он расценивает обработку зубов фтористой пастой не только как мероприятие местного значения, но и как биологическое воздействие, «передающееся через протоплазму эмали и прото-плазматические отростки одонтобластов трофическим центрам твердых тканей зуба». Он считает, что под влиянием обработки зубов фтористым натрием развитие поверхностного кариеса приостанавливается, наступает самоизлечение кариеса, причем поверхностные повреждения эмали восстанавливаются за счет ее регенерации. Это явление Лукомский наблюдал у детей: «У детей нередко наблюдается самоизлечение кариеса. Особенно часто это происходит на нижних первых молярах. Для этих зубов характерно преимущественно хроническое течение кариеса. При заживлении не только прекращается дальнейшее развитие кариозного процесса, но иногда полость выполняется эмалеподобным заместительным дентином с гладкой и твердой поверхностью».
Предложенный Лукомским метод флюоризации зубов был проверен во многих учреждениях и городах Советского Союза при проведении плановой санации полости рта у детей. Проверка подтвердила эффективность флюоризации зубов как профилактического противокариозного средства.
А. А. Шарпенак считает одной из основных причин возникновения кариеса алиментарный фактор. По его мнению, кариес начинается с процесса протеолиза. При избыточном содержании углеводов в пище возникает потребность в витамине Вь Если его нехватает, процесс расщепления углеводов задерживается и в организме скапливается пировиноградная кислота, которая усиливает протеолиз. Фтористый натрий подавляет образование пировиноградной кислоты, он же епосо бен подавлять и протеолиз. Этим может быть объяснено его противокариозное действие.
По мнению Шарпенака, питание должно обеспечить опти мальное состояние организма. Кариес может возникнуть и при белковой недостаточности в пище, причем организму нужны не только белки, но и отдельные аминокислоты в определенном соотношении их количеств. Только при этом условии может совершаться их синтез в организме.
Таковы современные взгляды на происхождение кариеса, открывающие новые возможности к его профилактике и лечению.
Несомненно, что в развитии кариеса играет роль не один какой-либо фактор, а их сумма. К числу таких факторов надо отнести прежде всего общее состояние организма, правильный обмен веществ в тканях, регулируемый деятельностью центральной нервной системы; большое значение имеет нарушение пищевого режима, недостаточное количество витаминов в пище; в то же время нельзя исключить значение и местных причин, к каким относятся механические и химические возцей-ствия на зубы.
У детей, страдающих распространенным кариесом, в анамнезе нередко отмечаются общие заболевания, ослабляющие костную систему, как рахит, туберкулез, желудочно-кишечные болезни. Чаще всего период перенесенных заболеваний относится к раннему детству, т. е. ко времени обызвествления коронок постоянных зубов.
Зубы у детей более подвержены кариесу, чем у взрослых Объяснение этого факта следует искать в структурных особенностях зубных тканей, в которых, как доказано исследованиями И. А. Бегельмана, А. В. Полежаевой и др., с возрастом происходят значительные биохимические изменения. Эти наши наблюдения подтверждаются данными Я. С. Пекера и О. И. Готлицер, нашедших на 1 600 обследованных подростков мальчиков со здоровыми зубами вдвое больше, чем девочек.
У некоторых детей наблюдается кариес, охватывающий почти все зубы.
По данным М. О. Коварского, на первом месте в шкале кариозности стоят нижние первые моляры, на втором — верхние первые моляры, далее верхние премоляры, затем верхние резцы и клыки, нижние премоляры и, наконец, нижние клыки и резцы. Коварский, обследовавший 140 московских школьников в возрасте 11 —13 лет, нашел, что у них 50% шестилетних зубов было поражено кариесом или вовсе разрушено. Коварский приводит данные зарубежного автора Кона, по которым у городских детей в 14-летнем возрасте поражено 73,1% верхних и 83% нижних первых моляров. Выше говорилось, что в нашу клинику дети поступают чаще всего при потере фронтальных зубов. Однако и по нашим наблюдениям при наличии кариозных фронтальных зубов нижние шестые часто уже отсутствуют, а верхние шестые бывают поражены кариесом. Это явление отмечается многими клиницистами и находит свое объяснение в ранних сроках минерализации зачатков первых постоянных моляров и фронтальных зубов. Необходимо отметить и еще один факт бытового порядка. Первые постоянные моляры прорезываются тогда, когда молочные моляры, по форме похожие на них, еще вполне устойчивы. Вследствие этого родители нередко принимают шестые зубы за молочные и не обращаются к врачу для своевременного лечения, что очень часто служит причиной их ранней потери. Профилактика кариеса должна начинаться очень рано, с периода утробной жизни, когда происходит формирование зубных зачатков и обызвествление коронок всех молочных зубов и коронок постоянных шестых зубов. Профилактика должна заключаться в гигиеническом и пищевом режиме беременной женщины, в котором должны быть предусмотрены соответствующие витамины и необходимые дозы фтористого натрия (Лукомский рекомендует 1 % раствор фтористого натрия по 5—7 капель 2—3 раза в день). На первом году жизни, когда обызвествляются коронки фронтальных зубов, важно обеспечить ребенку правильный пищевой режим, а также уберечь его от болезней, ослабляющих организм, как рахит, туберкулез, желудочно-кишечные дистрофии. С двухлетнего возраста ребенок должен начать жевать твердую пищу, в первую очередь сырые овощи и фрукты, так как это способствует упражнению жевательных мышц, правильному развитию зубочелюстной системы и нормальному слюноотделению, необходимому для самопромывания полости рта. Надо приучать ребенка полоскать рот после еды и чистить зубы.
Несмотря на то, что молочные зубы временные, уход за ними обязателен, так как здоровые зубы способствуют усвоению пищи. Кроме того, важно сохранить каждый молочный зуб до тех пор, пока на смену ему начнет прорезываться постоянный. В противном случае прорезывание постоянных зубов может задержаться, и они могут установиться не на своих местах.
Своевременное лечение как молочных, так и постоянных зубов имеет большое значение для профилактики кариеса и последующих его осложнений. Если же общеукрепляющие мероприятия, правильный уход за зубами и консервативное их лечение не дают эффекта, тогда в целях профилактики надо прибегать к протезированию.
Специфическим видом протезов при множественном кариесе постоянных зубов являются коронки. В результате применения коронок дальнейшее разрушение зубов приостанавливается, устраняются ретенционные места, зубы предохраняются от термических и механических раздражений. После покрытия зубов с неустойчивой эмалью коронками санитарное состояние полости рта заметно улучшается, так как облегчается самоочистка и уход за зубами.
При наличии на зубах кариозных полостей показаны вкладки для их пломбирования. Если стенки полости ашьно истончены, вкладки надо делать в виде скобы. Иногда бывает полезно покрыть зуб с вкладкой коронкой для скрепления истонченных стенок зуба; чаще всего это относится к шестым зубам. Края такой коронки, согласно общему правилу, не должны заходить за десневой край.
Широко могут применяться штифтовые зубы. Коронки верхних резцов, разрушенные кариесом, должны быть восстановлены посредством укрепления на корнях штифтовых зубов.
В случае потери постоянных зубов их надо заменять профилактическими аппаратами с распорками с использованием кариозных полостей для вкладок, поддерживающих распорки.
Применение профилактических аппаратов показано и при ранней экстракции молочных моляров, причем их надо снимать ко времени смены зубов, чтобы не препятствовать физиологическому раздражению тканей, покрывающих прорезывающийся зуб, во время жевания пищи. Для замещения зубов, утерянных вследствие кариеса, удобны также мостовидные протезы с односторонним укреплением или раздвижные.осторожности. В результате различных ушибов нередко происходят повреждения зубов, которые у детей менее устойчивы чем у взрослых.
А. А. Лимберг приводит следующие данные о частоте травматических повреждений челюстно-лицевой области и зубов у людей различных возрастов': «Повреждения лицевых костей занимают около 2,5% всех повреждений скелета»... «Около 25% всех переломов челюстей падает на детский и юношеский возраст»... «При всех повреждениях лица часты различные повреждения одного или нескольких зубов».
Если 25% переломов челюстей приходится на детский возраст, то переломы зубов у детей встречаются значительно чаще, и можно предполагать, что большое число их не поддается учету, так как не всегда травма зубов приводит пострадавшего к врачу.
Съемные пластинчатые протезы не показаны при предрасположении к кариесу; их можно применять в этих случаях лишь тогда, когда нельзя использовать другой вид протезов.
В числе причин разрушения или отсутствия зубов у детей и подростков на втором месте после кариеса стоит травма. Дети весьма подвержены травме как вследствие свойственной им резвости, так и меньшей, чем у взрослых. По нашей статистике травма, как уже указывалось, дает 32,6% всех случаев разрушения или отсутствия зубов у детей. Травме более подвержены мальчики, чем девочки, особенно в 8—9-летнем возрасте, когда верхние центральные резцы заметно выступают вперед и не имеют опоры со стороны боковых резцов, еще недостаточно прорезавшихся. Вообще травма поражает "главным образом фронтальные зубы, из них верхние чаще, чем нижние.
Это подтверждают Н. И. Агапов, А. А. Лимберг и другие авторы.
«У детей можно наблюдать все формы травмы зубов, т. е. ушибы, надломы и переломы зубов. Чаще они наблюдаются в группе верхних резцов, реже в группе нижних резцов и очень редко в остальных-группах зубов» (Агапов).
«Ушибы, переломы и вывихи зубов встречаются часто при 'падениях на лицо, например, на катке, „через порог" или вследствие ударов в лицо. При таких травмах страдают обычно передние верхние и нижние зубы, причем на соседних зубах часто видны различные по тяжести повреждения» (Лимберг).
Изучая наш материал, мы установили семь причин травмы, типичных для детей и подростков; военная травма в нашей статистике не отражена Такое распределение позволяет проследить, по какой причине более подвержены травме мальчики или девочки и в каком возрасте. Анализ причин травмы представляет интерес с точки зрения профилактики. Наибольшую частоту поражения зубов дает так называемая случайная травма (28,3%). В это понятие входят такие случаи, как, например, падение с кровати во время сна. ушиб о твердый предмет в темноте и т. п. В результате получаются переломы и вывихи зубов, чаще всего верхних фронтальных. Эту графу, несомненно, можно расчленить и детализировать с целью принятия простых предупредительных мер.
Девочки подвержены случайной травме больше, чем мальчики (на..139 девочек приходится 115 мальчиков).
Зато следующая по частоте причина — борьба — дает, наоборот, подавляющее количество мальчиков (154 мальчика на 31 девочку). Мальчики 7—8-летнего возраста охотно вступают между собой в борьбу и нередко ломают при этом коронки верхних центральных резцов или их углы.
Далее идут зимние игры (18,1%). Сюда относятся падения и ушибы о лед во время катания на лыжах и на кошках, удары клюшкой при игре в хоккей и т. п., причем поражаются также фронтальные зубы, чаще всего верхние резцы.
Следует как можно раньше приучать детей к спорту, развивая в них ловкость и силу, тогда таких случаев будет меньше. Наблюдения показывают, что в этой группе чаще оказы каются вялые, неуклюжие дети, из них девочек немного больше, чем мальчиков (91 девочка на 78 мальчиков). Летние игры также нашли отражение в нашей статистике (16,5%). В основном — это игры с мячом и в первую очередь футбол. Этим видом спорта увлекаются преимущественно мальчики, которые лишаются фронтальных зубов по этой причине почти в 2 раза чаще, чем девочки (на 106 мальчиков приходится 48 девочек).
В отношении летних игр можно сказать то же, что и в отношении зимних — нельзя ограничивать детей в стремлении к спорту. Следует лишь в случае повреждения зубов пользоваться рациональными методами протезирования, не откладывая его до совершеннолетия.
Откусывание твердой пищи и предметов (10,8%). Случаи отломов зубов по этой причине относятся главным образом к кариозным зубам с большими пломбами, чаще всего — это верхние резцы.
Многие дети имеют привычку удерживать зубами карандаши, ручки и т. п. и нередко ломают зубы, нажав на конец удерживаемого предмета, как на рычаг. При этом обычно полностью отламываются коронки верхних резцов (так как кариес чаще всего располагается на боковых поверхностях этих зубов, вблизи их шеек), корни же остаются без трещин или переломов.
Мы чаще сталкиваемся с кариесом у девочек, чем у мальчиков, и отлом зубов при откусывании наблюдали также чаще у девочек (59), чем у мальчиков (42).
На следующем месте среди причин травмы стоит городской транспорт — трамвай, автомашины (4,2%). От подобной травмы получаются более обширные дефекты, чем от обычных детских игр и забав. Из числа зубов и в этих случаях поражаются в первую очередь фронтальные зубы.
Несмотря на то, что мальчики в массе сильнее девочек, они попадают под колеса транспорта в два с половиной раза чаще, чем девочки (на 27 мальчиков приходится 12 девочек). Это объясняется тем, что девочки значительно реже, чем мальчики, ездят на буферах и подножках трамваев и автомобилей.
Если городские дети должны быть осторожными в отношении быстро движущегося транспорта, то для деревенских такую опасность представляют крупные домашние живот-н ы е при неумелом обращении с ними. Поражение носит типичный характер. Направление удара (копытом лошади или рогом коровы) приходится снизу вверх; страдают верхние фронтальные зубы, иногда вместе с альвеолярным отростком.
В нашу клинику обращаются главным образом городские дети, получившие подобную травму в деревне во время летних каникул. Их было немного (2,3%), причем девочек больше (13), чем мальчиков (9). Военная травма. Последняя война дала большое количество раненых, не типичных для предыдущих войн. Это— старики, женщины и дети, пострадавшие при бомбардировке городов.
Таким образом, среди челюстных раненых оказались не только взрослые, но и дети.
Дефекты, полученные в результате военной травмы, могут быть весьма разнообразными, начиная с повреждения отдельных зубов и кончая обширными нарушениями твердых и мягких тканей.
Мы протезировали троих таких детей в возрасте от 12 до 15 лет: двух девочек, пострадавших от фугасных бомб, и мальчика, раненного осколками мины. Все трое поступили в нашу клинику после хирургического лечения для протезирования. Ниже мы остановимся на описании одного из этих случаев.
Кроме причин травмы зубов у детей и подростков, мы изучали также локализацию и характер повреждений, получающихся вследствие этих причин, и, наконец, пытались выработать протетические мероприятия, наиболее эффективные для каждого случая.
А. Э. Рауэр указывает, что «переломы и вывихи зубов встречаются и как изолированные переломы, и одновременно с переломами альвеолярного отростка и тела челюсти».
Больные с переломом альвеолярного отростка или тела челюсти попадают в хирургическую клинику, и лишь после хирургического лечения обращаются к протезисту для заполнения образовавшегося дефекта. Однако лечение переломов челюстей у детей имеет те же особенности, что и протезирование, н для успешного хода лечения необходима совместная и одновременная работа хирурга и ортопеда.
Это подтверждает 3. Н. Померанцева-Урбанская: «В нашей отечественной литературе имеется большое количество работ, посвященных переломам различных отделов детского скелета, и почти совсем нет работ по лечению переломов челюстей у детей. В то же время ряд особенностей детского возраста имеет большое значение при выборе метода лечения переломов челюстей у детей в отличие от лечения этих переломов у взрослых. Анатомо-физиологические особенности детских челюстей в различные периоды жизни ребенка представляют значительное своеобразие и имеют большой интерес для клинициста. Формирование полости рта в период роста ребенка связано преимущественно с развитием альвеолярных отростков обеих челюстей, зубов, увеличением гайморовой полости и развитием мышц языка», и далее: «Наши лечебно-технические приемы должны, таким образом, базироваться, с одной стороны, на анатомических и физиологических данных, а с другой на правильном построении аппарата для восстановления функции поврежденной челюсти, ибо мы считаем, что нужно лечить не повреждение челюсти, а поврежденную челюсть»... «Правильное оказание помощи при переломах челюстей у детей имеет большое влияние на правильное развитие в дальнейшем челюстно-лицевого скелета» (Померанцева-Урбанская).
Остановимся на травме зубов, которая недостаточно изучена; противоречивы и методы оказания помощи при переломах зубов у детей.
Повреждение зубов может быть разнообразным и по-разному классифицируется отдельными авторами. Различают ушибы, надломы, переломы и вывихи зубов (Агапов, Лимберг, Рауэр, Канторович). В протезную клинику дети обращаются чаще всего с надломами и переломами зубов.
Мы различаем переломы зубов по локализации повреждения и, в зависимости от имеющегося случая, предлагаем соответствующие мероприятия. Линия перелома коронки зуба может проходить в зоне эмали, дентина или пульповой камеры. Если перелом произошел в зоне эмали, протезирование не показано и следует лишь сошлифовать шероховатые края дефекта после двух-трехкратной обработки их 50% раствором хлористого цинка или втирания фтористой пасты Лукомскрго.
Перелом в зоне дентина или пульповой камеры требует вмешательства врача-протезиста.
Если пульпа не вскрыта, а лишь просвечивает, не следует девитализировать зуб или оставлять его без лечения; необходимо как можно скорее изготовить для данного зуба временную коронку, которой зуб покрывается с целью защиты пульпы от доступа инфекции и термических воздействий на такой срок, который требуется для образования заместительного дентина .
Если пульпа вскрыта, надо немедленно депульпировать зуб, запломбировать его и восстановить недостающую часть протезом. Наилучшим способом для восстановления такого вида дефектов являются описанные ниже вкладки, При отломе всей коронки зуба по линии шейки показана девитализация и экстирпация пульпы и восстановление коронки посредством штифтового зуба с одновременным пломбированием канала.
После лечения и рационального протезирования зубы, пострадавшие вследствие травмы, прекрасно сохраняются на долгие годы, поддерживая артикуляционное равновесие.
Е. М. Гофунг высказывает следующие соображения, на основе которых многие практики не решаются вмешиваться в подобных случаях: «Особенно важно сохранить пульпу в зубах с незаконченным ростом корней, который также зависит от пульпы. Там, где почему-либо приходится восстанавливать дефекты (случайные переломы зубов) в юношеских зубах, лучше выждать полного сформирования корня, а потом только применять мероприятия, связанные с девитализацией пульпы».
Несомненно, надо стремиться к сохранению жизни пульпы, и недопустимо умерщвлять ее у детей в целях протезирования. Но нельзя оставлять открытую пульпу без защиты и лечения, так как при таких обстоятельствах она все равно погибнет, причем воспалительный процесс может дать серьезные ослож-. нения. Восстановление дефекта также не следует откладывать, тем более что выбор протетических мероприятий должен быть сделан в зависимости от состояния пульпы и никогда не связывается с необходимостью ее умерщвления.
Формирование твердых тканей зуба действительно прекращается вместе с жизнью пульпы, но девитализированные в детском возрасте зубы сохраняют свою устойчивость и функциональное значение на длительный период.
При переломах корня зуба прогноз для его сохранения плохой. Линия перелома может быть направлена вертикально и горизонтально.
При наличии вертикальной трещины можно пытаться связать корень кольцом. Нам не удавалось сохранить корень с вертикальной трещиной, и во всех трех случаях, когда мы сталкивались с такими переломами, корни пришлось удалить.
При горизонтальном переломе, если зуб не девитализирован, надо прикрепить его лигатурой к соседним зубам в расчете На образование костной мозоли, а если зуб девитализирован, можно укрепить на корне штифтовый зуб с тем, чтобы штифт заходил за линию перелома и соединял таким образом оба отломка вместе. Мы имели один такой случай, где протезирование оказалось весьма полезным. Мы проверили состояние этого зуба через год и два года; как клиническое, так и рентгенологическое обследование показало хорошее состояние зуба и периодонта. Однако этот случай является исключением; чаще же сломанные корни приходится удалять.
Для замещения утерянных вследствие травмы зубов в детской практике применяются несъемные профилактические аппараты, раздвижные — мостовидные или съемные пластинчатые протезы, в зависимости от характера дефекта и возраста ребенка.
Например, после 9-летнего возраста, когда корни центральных резцов устойчивы и сформированы, утерянный центральный резец может быть восстановлен несъемным профилактическим аппаратом, укрепленным на другом центральном резце. До 9 лет в этих случаях показаны съемные пластинчатые протезы.
При утере ряда фронтальных зубов следует применять съемные пластинчатые протезы; если же сохранились отдельные корни, можно восстановить дефект при помощи раздвижного мостовидного протеза. Под истинной адентией надо понимать врожденное отсутствие зубов и их зачатков в отличие от их ретенции. Ретенция носит название ложной адентии. Истинная адентия может быть частичной, когда отсутствуют отдельные зубы, и полной, когда зубов нет совсем. Последняя встречается очень редко.
Принято делить истинную адентию на две группы. К первой группе относят случаи, когда нехватает верхних боковых резцов или нижних центральных, или вторых нижних премоляров, ко второй — все случаи недостачи других зубов (причем перечисленные выше обычно также отсутствуют).
Многие авторы считают, что адентию первой группы следу ет рассматривать не как патологию, а, скорее, как редукцию. С этой точки зрения отсутствие зубов мудрости вовсе не называется адентией. Напротив, адентия второй группы является патологией, обусловленной более или менее глубокими изменениями организма.
Этиология адентии недостаточно выяснена, несмотря на то, что многие пытались, изучить наблюдавшиеся ими случаи. С этой точки зрения отсутствие зубов мудрости вовсе не называется адентией. Напротив, адентия второй группы является патологией, обусловленной более или менее глубокими изменениями организма.
Этиология адентии недостаточно выяснена, несмотря на то, что многие пытались, изучить наблюдавшиеся ими случаи. Некоторые авторы, отмечая одновременно с врожденным уменьшением количества зубов отсутствие волос, пониженное потоотделение, недоразвитие ногтей, а иногда и умственную отсталость, связывают адентию с пороком развития всех эктодермальных образований — кожи, потовых и сальных желез, волос, ногтей, хрусталика и радужной оболочки глаз и центральной нервной системы.
Другие авторы на основе своих наблюдений пришли к выводу, что врожденное отсутствие отдельных зубов или даже целых групп их не сопровождается нарушениями других органов эктодермального происхождения.
В. А. Аронсон рассматривает адентию в тесной связи с дистрофией всей костной системы и в первую очередь плечевого пояса скелета и черепа, т. е. как заболевание, именуемое dysostosis cleido-cranialis. Флейшман считает главной причиной поражения зубных тканей нарушение деятельности паращитовидных желез, регулирующих кальциевый обмен; он отмечает, что адентия встречается у лиц, страдавших в детстве спазмофилией (тетанией), обусловленной, как известно, той же причиной.
И. С. Леви полагает, что такие болезни, как сифилис, рахит, детские инфекции, могут отрицательно влиять на отложение извести в зубных зачатках и приводить к адентии.
Однако, если принять во внимание сроки формирования и обызвествления зубных зачатков, надо признать более вероятным, что детские инфекции или рахит могут приводить к ретенции зубов или дистрофии эмали; причины же адентии надо искать в связи с эмбриональным развитием. В этом отношении наличие сифилиса у родителей может иметь косвенное значение.
В отечественной литературе наиболее обстоятельная работа, посвященная данному вопросу, принадлежит Н. И. Маневичу (из клиники проф. Лукомского). В этой работе приводится подробный и всесторонний анализ случая почти полной адентии у юноши 17 лет. Маневич пришел к выводу, что адентия должна рассматриваться как аномалия в развитии организма или уродство.
Несомненно, что адентия не представляет собой изолированного явления и должна иметь серьезное диагностическое значение в клинике внутренних болезней, в особенности заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, функции эндокринных желез и нервной системы.
В пределах нашей специальности мы .поставили перед собой в отношении адентии две задачи: первую — изучение ее внешних форм и вторую — установление показаний к протезированию при адентии и выбор наиболее эффективного метода протезирования.



Почитайте отзывы о Шри Ланке на форуме Travellanka.Ru Незабываемый отдых с детьми на острове от Глобалл Холлидей!

Игры для детей

Занятия с пирамидой
Занятия с пирамидой

1. Вначале занятия с пирамидой проводятся в индивидуальном порядке.
Воспитательница показывает, как снимать кольца и как надевать их снова на палочку.
Читать далее

Занятия с озвученным мишкой
Занятия с озвученным мишкой

Цель: Развивать самостоятельную игру детей. Пособия: Мишка озвученный, пузырек, градусник, бинт.
Воспитательница «ведет» мишку по полу к детям, которые сидят на ковре.
Читать далее

Игры для детей от 1 года до 2 лет

Занятия с куклой
Занятия с куклой

Первое занятие с куклой можно начинать с детьми в возрасте 9—10 месяцев. Все занятия проводятся с одной и той же куклой Лялей.
Читать далее

Игры для детей Бросание и катание

Держи мяч
Держи мяч

Цель. Показать мяч, научить называть его, держать в руках.
Материал. Мячи.
Ход игры. Дети сидят на гимнастической скамейке. Воспитатель показывает мяч и объясняет, как с ним можно играть: мяч резиновый, он прыгает, катится и т. д. Малышей спрашивают: «Что это?»
Читать далее

Поиграем в мяч
Поиграем в мяч

Цель. Приучать играть с мячом. Материал. Мячик яркой окраски.
Ход игры. Малышу подкатывают мяч, который он, ползая, ловит и, схватив руками, держит. Его учат поднимать и бросать мяч.
Читать далее

Игры для детей от 2 лет 6 мес. до 3 лет

Игра самолётики
Игра самолётики

Цель. Приучать двигаться цепочкой, обходя препятствия, поднимать руки в стороны.
Материал. Игрушечный самолет, декорации для кукольного театра.
Читать далее

Игра мыльные пузыри
Игра мыльные пузыри

Цель. Приучать, взявшись за руки, образовывать круг, остепенно сужать и расширять его.
Материал. Мисочка с мылом для пускания пузырей.
Читать далее

Игры для детей до 3 лет

Игра бегай осторожно
Игра Бегай осторожно

Цель. Приучать детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал, возвращаться на свое место.
Материал. Трещотка для отпугивания воробьев, картинка с изображением воробышков.
Читать далее

Игра кошки-мышки
Игра Кошки-мышки

Цель. Приучать детей бежать в определенном направлении, кружиться на месте.
Материал. Маски или картинки с изображениями мышат, мел, картинка, на которой нарисованы кошка и мыши, маска кошки для взрослого.
Читать далее

Игры для детей от 2 лет 6 мес. до 3 лет

Игра достань орешек
Игра Достань орешек

Цель. Приучать детей подпрыгивать на двух ногах и доставать подвешенные предметы.
Материал. Две вешалки с крючками или натянутая веревка, к которой подвешиваются орешки.
Читать далее

Игра спрыгни с высоты
Игра Спрыгни с высоты

Цель. Приучать детей легко спрыгивать с высоты 10—25 см.
Материал. Плюшевый зайчик, маленькая скамейка, гимнастическая скамейка, ободки с заячьими ушками (или значки с зайчиками и т. п.).
Читать далее

Игры для детей от 2 лет 6 мес. до 4 лет

Игра катаем мячи
Игра Катаем мячи

Цель. Приучать сидя катать мяч, отталкивая его от себя ладонями и пальцами, чтобы мяч не подскакивал. Материал. Картинка (собачка и котенок), ободки с нарисованными головками собачки и котенка, мячи.
Читать далее

Игра лисички белочки
Игра Лисички и белочки

Цель. Приучать катить мяч обеими руками; бегая, бросать мяч вдаль двумя руками от груди.
Материал. Картинка (на ней изображены играющие в ельнике белочка с лисичкой — одна другой катит мяч), ободки с нарисованными головками зверят, ящик с мячами.
Читать далее

Стоматология для детей

Зубное протезирования у детей
Зубное протезирования у детей

Главная особенность, отличающая ребенка от взрослого,— это быстрый рост, т. е. увеличение размеров и веса тела.
Читать далее

Деформации прикуса
Деформации прикуса

Деформации прикуса, возникающие после потери зубов у детей, всегда значительны и отличаются от деформаций, происходящих у взрослых. У взрослых встречается в таких случаях смещение зубов, потерявших опору со стороны соседних зубов и антагонистов, и выдвижение их из лунок за счет развития атрофических процессов. Это явление известно в литературе, как феномен Годона, по имени описавшего, его автора.
Читать далее

Ортодонтическое лечение
Ортодонтическое лечение

Ортодонтическое лечение может оказаться бессильным в таких (случаях; чрезвычайно затруднительно, а иногда, даже невозможно и 'Протезирование, так как деформации не ограничиваются смещением зубов, но идут значительно' глубже, резко изменяя всю зубочелюстную систему в целом.
Читать далее

Ранний возраст потерявшего зубы
Ранний возраст потерявшего зубы

Ранний возраст потерявшего зубы не должен служить препятствием к протезированию, а наоборот, заставляет специалиста быть более бдительным, чтобы не упустить время. Возраст обязывает только применять такие конструкции протезов, которые сохраняли бы артикуляционное равновесие и в то же время не задерживали роста челюстей и развития зубных дуг.
Читать далее

Значение шестых зубов
Значение шестых зубов

Значение шестых зубов для нормального развития челюстей очень велико. Во время смены молочного прикуса только шестые и лишь отчасти фронтальные зубы удерживают на себе всю тяжесть жевательного давления. Они же определяют высоту прикуса и правильное формирование зубных дуг.
Читать далее

Причины отсутствия зубов у детей
Причины отсутствия зубов у детей

Дети и подростки лишаются зубов вследствие различных причин, причем каждая из них дает типичный характер дефекта зубных рядов и требует особого подхода в отношении протезирования.
На нашем материале выяснилось, что первое место среди причин дефектов занимает кариес (57,6%), второе — травма
Читать далее

Кариес у детей
Кариес у детей

Кариес — основная причина потери зубов у детей (рис. 16). Проблемой кариеса занимаются многие ученые, которые изучают причины его возникновения и развития и ищут рациональные меры для его профилактики и лечения.
Читать далее

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет